Поиск:
Интервью
20-03-2007 16:40
ФОТО

- Добрый вечер, Валерий Вениаминович! Рад приветствовать Вас в нашей студии. Сегодня тема нашего разговора касается единого государственного экзамена. Три года назад  мы уже разговаривали на эту тему. Тогда Вы были категорически против введения экзамена. Сейчас на государственном уровне принято решение о том, что до 2009 года этот экзамен должен быть введен повсеместно. Ваше отношение к нему изменилось или нет?

- Конечно, нет. Мои педагогические взгляды с тех пор не претерпели изменений. Но в данном случае местоимение «я» слишком мало, потому что много людей вполне приличных и достойных, например, ректор одного из московских вузов, тоже в своих Выступлениях не разделяет подхода в этом вопросе. Практика наших соседей, в том числе Европы и США, на которых мы так любим показывать пальцем, уже свидетельствует о том, что они прошли этот этап. Некоторые вещи оставили, но они ушли от всеобщности, и от оценки человека по этому поводу вообще. Кстати, это не сделало американское общее образование хорошим. Там очень много проблем, и, каждый, наверное, знает, что с приходом нового президента обсуждается новая доктрина по повышению уровня общего образования. Наконец, мы делаем  некоторое зло, потому как единый экзамен – это экзамен на знания неких конкретностей, неких конкретных фактов, явлений, умение Выбрать между ответами да и нет. Это все вещи, которые могут потеряться через год, через два, через три. Они станут не достаточно научными, информация смениться. Для того, чтобы быть приличным специалистом, получающим специальное образование, нужно уметь самостоятельно работать, ориентироваться во времени, актуализировать себя. Поэтому и существует такое понятие, как испытание,  а с другой стороны экзамен не сдают, а держат.

- То есть Вы, как человек имеющий свое мнение, но и в тоже время добросовестный, будете исполнять закон, несмотря на то, что на ваш взгляд, ни к чему положительному он не приведет?

- Здесь два возможных хода. Естественно, мы как государственная система образования будем исполнять законы, принятые законным законодателем. Я надеюсь, что законодатель после принятия закона будет как обычно проверять его исполнение и результативность.

- И вносить свои коррективы.

- Думаю, что да. Если смотреть на закон по образованию, то с момента его принятия уже раз 25 вносились изменения.

- Следующая тема нашего разговора. Поводом для её обсуждения послужили события не из вашего ведомства. Мы все помним, когда в больнице № 15 были сняты кадры, как маленьким отказникам заклеивают рот пластырем. Очень часто уровень заработных плат служит оправданием недобросовестного отношения людей к своим обязанностям, которые работают в этих сферах. И этих примеров в школах тоже достаточно. На Ваш взгляд, что-то в положительную сторону здесь меняется – какого место учителя сейчас в школе, каковы его обязанности – только ли читать уроки, либо какая-то воспитательная функция на него возложена?

- Я хочу заметить, что все дети из моего ведомства, просто они такого возраста, когда им нужны врачи. Мы делимся таким образом, что ясельный период – задачи медицины. Что касается подхода, что нам мало платят, поэтому мы плохо работаем – это недопустимая ситуация вообще. Даже в самые худшие годы, когда зарплата задерживалась ни по одному месяцу – позиция моя была однозначна, её между прочим поддерживало большинство педагогов. Если мы пришли на эту работу, то есть два важных вопроса – борьба за увеличение нашей зарплаты и содержание нашей деятельности, но это уже совсем другой вопрос. Не хочешь работать на этой работе и получать такую зарплату и Выкладываться – уходи, потому что другого варианта нет. Образование – это и есть воспитание, оно и по закону так, оно и по сути так, потому что образование – это процесс развития. Есть спонтанное развитие – природное и так далее, а есть некая помощь в развитии  - то есть приобщение к чему-либо. Общая тенденция к изменению оплаты труда педагогических работников очевидна. Сейчас мы имеем среднюю зарплату в 11 тысяч рублей по области и, если сравнить с предыдущими периодами, даже со всеми инфляционными моментами, это довольно сильный рывок. В том числе и национальные проекты сработали – это доплаты за классное руководство. Вместе с тем продолжает существовать проблема оплаты в дошкольных учреждениях. Это неправильно, это самое главное образовательное учреждение, ведь все воспитательные процессы закладываются в человеке до 6 лет. Там вся главная педагогика сосредоточена и, традиционно, там же более низкая зарплата. Что касается нашей области  - то мы стараемся системно повышать заработную плату. Возвращаясь к вашему вопросу – допустимо или недопустимо. Безусловно – недопустимо. Мы сталкиваемся со случаями рукоприкладства и хамства в отношении детей. Это общие проблемы нашего педагогического образования. Если мы хотим успешных реформ в образовании – надо начинать с педагогического образования. То, что сейчас происходит – это события 30-летней давности, когда учитель – бог, царь и войсковой начальник. А сегодняшняя идея образования – это право Выбора ребенка, это наличие документов, которые в школе создают определенные условия. Я бы обидел своих товарищей, если б не сказал, что сильно меняется обстановка. Я могу привести в пример сотни учебных учреждений, которые, ломая себя, идут по пути субъект-субъектных отношений, признавая, что перед нами такая же живая душа.

- Недопустимо замалчивать проблемы, ведь многие родители бояться сообщать о конфликтах в школу и ставят всю ситуацию в тупик.

- Это справедливо – бояться за своих детей, чтоб им потом не было худо. Но хамство не возникает само по себе. Оно появляется всегда, когда есть люди, которые терпят это хамство. Чем больше терпит – тем больше хам наглеет. Если что-то случилось с Вашим ребенком – никто кроме Вас за него не заступится. Надо принимать все меры, чтобы найти виновных. Я с уверенностью заявляю, что мы находим виновников, они несут ответственность и мы на протяжении какого-то времени еще за ними наблюдаем. Это наша общая задача. Я призываю всех родителей – не давайте детей в обиду, если видите несправедливость, разбирайтесь – идите к руководителю учебного заведения, в родительские комитеты, в органы власти, но не давайте развиваться этому процессу.

- Спасибо за ответы. До свидания.

Комментарии
Ваш комментарий
Имя:
Комментарий:
Новости
Поиск:
© Информационный видеопортал телекомпании ЕСТВ 2005-2006.
Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским и международным законодательством об авторском праве и смежных правах.
При использовании текстовых материалов в интернете гиперссылка на www.estv.ru обязательна.
При использовании текстовых материалов в печатных и электронных СМИ,
ссылка на www.estv.ru обязательна.
Использование фото- и видеоматериалов возможно только с письменного разрешения
ООО «Телекомпания ЕСТВ».
Адрес редакции: 620219, г. Екатеринбург, ул. Тургенева 13, 2 этаж
тел. 355-90-91, 355-90-97, 355-90-98, электронная почта: [email protected]
Реклама на сайте: [email protected] Вебмастер: [email protected]